Текущий год выдался достаточно сложным для всего мирового бизнес-сообщества. Индустрия вендинга и систем самообслуживания не стала исключением. Каждому оператору, поставщику и производителю пришлось адаптироваться к новым пандемийным реалиям.
По данным последнего отчета Европейской Ассоциации Автоматизированной Торговли (EVA) в период с марта по май 2020-го года 58% торговых операторов отметили сокращение товарооборота на 61-99% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также предположили возвращение на докризисные показатели к весне 2021 года. 70% опрошенных считают, что кризис в конечном счете приведет к изменению потребительских привычек и поведения в отношении вендинга, в том числе окончательный переход к безналичным платежам.
Кризисная ситуация с вендинговой отраслью в Азии также имеет свои последствия. Так, по данным исследования Bloomberg CityLab, посвященного влиянию COVID-19 на вендинг, в Японии месячный объем продаж напитков с помощью вендинговых аппаратов сократился на 35% по сравнению с прошлым годом. Связано это в большей степени с тем, что японские жители массово перешли на удаленный форматы работы из офисов, где располагается более 3-х миллионов вендинговых аппаратов. Это вынудило японские компании переосмыслить текущий формат вендинга для постпандемийного периода. Производители торговых автоматов активно начали обновлять и переоборудовать свои устройства для удовлетворения текущих потребностей покупателей. Они расширяют ассортимент продукции для продажи через вендинг (маски, перчатки, санитайзеры), оборудуют автоматы бесконтактными способами оплаты, а также модернизируют их дополнительными функциями (переработка расходных материалов).
Борис Белоцерковский, Президент Национальной Ассоциации Автоматизированной торговли, в последнем интервью для журнала RETAIL&LOYALTY рассказал, как рынок автоматизированной торговли в России пережил пандемию и какие тренды развития вендинга нас ждут в будущем.
Наиболее пострадавшими городами с точки зрения снижения оборота стали Москва, Санкт-Петербург и крупные города Центрального федерального округа. Здесь обороты вендоров сократились до 60-80%. В Сибири, на Урале и в Южном федеральном округе – до 60-70%. По данным НААТ, во время самоизоляции торговые автоматы работали в медицинских учреждениях, офисах СМИ и складских помещениях. Но это дало не более 10-30% от оборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
До сих пор не возобновили свою деятельность большинство вендоров, устанавливающих и обслуживающих кофемашины в сегменте HoReCa. Это направление наиболее пострадало в период пандемии, многие кафе закрылись и продолжают закрываться, не договорившись об аренде, или под натиском новых ограничительных мер.
Борис Белоцерковский также поделился цифрами по группе компаний Uvenco, крупнейшему производителю и оператору вендинговых аппаратов в России: на начало апреля 2020-го года компания управляла 15 тыс. торговых автоматов в 65 городах РФ, а также развивала сеть из 480 кафе самообслуживания в 25 городах. Сокращение оборота компании по сравнению с мартом 2019 составило около 90%, в течения апреля оборот сократился на 70%. После принятия решения о нерабочих днях была приостановлена работа более 80% кафе, работающих под брендом SELF. Продолжали работать только те из них, что расположены в государственных учреждениях, больницах, организациях, обеспечивающих жизнь города и т.п.
Среди трендов развития отрасли автоматизированной торговли Президент НААТ отметил бесконтактность. По словам Бориса Белоцерковского, люди будут стремиться обезопасить себя и своих близких, а вендинговый автомат — это чуть ли не самый безопасный способ совершения покупок. Нет лишнего взаимодействия с другими людьми, легко выдержать социальную дистанцию и при наличии оплаты картами или через приложения не нужно трогать деньги. Также у автоматов есть возможность работы в режиме 24/7.
Возможно, все эти пандемийные ограничения повысят интерес к автоматизированной торговле, тем более что рынок по-прежнему далек от насыщения. По данным НААТ, в Японии и Китае на один автомат приходится около 30 человек, в Европе аналогичный показатель находится на уровне 350-400 человек, в России - более 800. Тем самым можно сделать вывод, что потенциал у российского рынка автоматизированной торговли, определенно, есть. Очень хочется верить, что отрасль не только переживет непростые времена, но и сделает шаг вперёд. А выставка вендинговых технологий VendExpo 2021, которая пройдет с 23 по 25 марта в Москве, только поспособствует этому процессу.